Тел.: 8 (909) 296·90·07

НОВОСТИ / News-break с Натальей Кудрявцевой

СЕКРЕТЫ ЮР.ОБСЛУЖИВАНИЯ БИЗНЕСА – ЧТО следует СПРОСИТЬ У НОВОГО КОРПОРАТИВНОГО КЛИЕНТА?

 

     128     1281

     На фото: Стюарт Блейк, один из основателей «InnovaCounsel».

     Когда Стюарт Блейк (Stuart Blake) встречается с новым клиентом, он не пытается узнать только его текущие правовые потребности. Скорее, ему необходимо подробно ознакомиться с ситуацией клиента, чтобы определить в каком объеме его фирма «InnovaCounsel» будет оказывать услуги, на которых она специализируется, а именно – внутреннее юридическое сопровождение деятельности компаний, не имеющих собственных юр.отделов. И лучший способ сделать – начать задавать вопросы.
     Для того чтобы юристы фирмы лучше разобрались в специфике деятельности компании-клиента (так же как и любой юрист-сотрудник данной компании), они должны узнать больше о ней и стоящих перед ней сложностях в максимально короткие сроки. В этих целях фирма «InnovaCounsel» разработала правила оценки риска (анализирование рисков). "Мы видим лишь верхушку айсберга", - говорит Блейк, бывший главный юрисконсульт «Kinko&Baskin-Robbins», один из основателей «InnovaCounsel» в Южной Калифорнии в 2005 году. - "Мы проводим подробные беседы с руководством организации, иногда даже менеджерами среднего звена".
     Эта своеобразная бизнес-"проверка" является, по мнению Блейка, инструментом, которому корпоративный юрист может найти хорошее применение. "Для любого юрисконсульта есть смысл задавать эти вопросы", говорит он.
     С.Блейк поделился с журналом «Корпоративное право» (CorpCounsel.com) общим сокращенным вариантом своего списка контрольных вопросов:
     1. Каковы последствия незамеченного или неуправляемого риска?
     Этот вопрос «находится в тесной взаимосвязи с проводимой юристами тактикой предупреждения рисков, нежели с поиском вариантов решения уже возникших проблем», говорит Блейк. Когда компании занимают позицию «профилактического мышления» применительно к юридическим вопросам, их юристы обязательно участвуют в процессе бизнес-планирования. Однако есть ситуации, когда в компаниях, где созданы юридические департаменты, юрисконсульты остаются «за бортом» этого процесса, что является "постоянной проблемой" для самих организаций, говорит он.
     2. Какие последствия влечет поручение управлять рисками лицу с небольшим опытом юридической или управленческой работы?
     Слишком часто компании возлагают обязанность по обнаружению рисков на главу финансового отдела или на руководителя отдела по договорной работе. "Вы спрашиваете кого-то по правовым вопросам, которые, в свою очередь, даже не обучены праву", предупреждает Блейк. "Такие люди легко могут пропустить те нюансы, которые могут привести организацию к судебному разбирательству". Например, претензии в порядке трудового законодательства могут разорить развивающуюся компанию, однако только грамотный юрист будет знать все юридические тонкости вопроса и сможет предотвратить проблемы заранее. "То, что мы пытаемся сделать, это свести к минимуму экономические последствия действий компании", говорит он.
     3. Сколько времени затрачивается на изучение договоров и обеспечивает ли этот процесс соблюдение компанией подписанных ею контрактов?
     "Многие компании просто принимают форму договора другой фирмы", говорит Блейк. «Проблема состоит в том, что они могут предусматривать ненужные обязательства, ограничивающие свободу действий контрагента, которые могут стоить им значительные суммы денег в будущем». Недавно Блейк изучал соглашение о неразглашении информации, которое содержало условие (пункт) о твердой неустойке. "Это неслыханно!", говорит он. "Я заметил это условие, потому что клиент попросил меня проверить договор. Но если бы клиент не просил своего юриста просматривать каждый, пусть даже самый простой договор, такое незаконное договорное условие никогда не было бы во время замечено".
     Другой распространенной, по словам Блейка, ошибкой бизнесменов, является то, что подписав контракт, он бросает его в ящик своего стола и благополучно о нем забывает. "Три года спустя они все еще действуют в соответствии с условиями этого соглашения, в то время как его действие истекло два года назад". Его совет: возьмите за правило изучать и контролировать исполнение всех контрактов.
     4. Правильные ли вопросы руководители предприятий задают юристам?
     Когда возникают проблемы, "бизнес-руководители поднимают трубку и спрашивают совета у стороннего юриста", объясняет Блейк. "Это типичная реакция на ситуацию, при этом им не обязательно знать правильные вопросы, которые нужно спросить".
     Так вот здесь у руководителей юридических фирм, как наша, есть возможность обучить свою команду тому, что со штатными юристами клиента полезно сотрудничать, так как они тоже могут дать бизнес-совет или помочь сформировать стратегию. Они предлагают различные фильтры относительно целей и задач. Например, подача иска и судебный процесс для члена правления компании может быть делом очень личным, говорит Блейк, но юрист может помочь принимать решения, которые не основаны на эмоциях. Такая перспектива "относится к любой деловой сделке", говорит Блейк.
     5. Если бы вы имели возможность вести неограниченные телефонные переговоры с бизнес-юристами, что бы вы обсуждали?
     Часто предприниматели подходят к переговорам с юр.консалтерами с чувством, что часы и, следовательно, почасовая ставка - тикают. Руководители компаний и юридических отделов могут не решаться обратиться за юридической помощью к юр.фирмам, опасаясь того, что это в конечном итоге будет стоить им денег.
     Но, задавая этот вопрос, внутрикорпоративные юристы могут выстраивать такие разговоры под другим углом, говорит Блейк. Конечным результатом может быть более глубокий и осмысленный разговор. "Это просто заставляет их думать по-другому о том, как они используют юридические услуги", добавляет Блейк.
     6. Когда в последний раз вы проводили внутренний правовой аудит?
     На многих малых и средних компаний, никто никогда не осуществлял тщательный анализ правовых потребностей фирмы. И как говорит Блейк, "Я даже видел такую ситуацию в крупных компаниях, где есть нехватка ресурсов". Сотрудники юр.отделов настолько заняты изо дня в день, что у них просто нет времени посмотреть на картину в целом.
     Вместо этого, Блейк рекомендует компаниям осуществлять правовой аудит минимум раз в год. Решать вопросы по мере их поступления, а не в период кризиса управления или финансовых трудностей, поможет достигнуть больших сбережений. Простым примером служит проявление организацией должной осмотрительности перед проведением любой сделки, в частности сделок по слиянию и приобретению (M&A deals). В конечном итоге компании будут платить "в три или четыре раза больше денег, чтобы устранить проблему" быстрее, чем они имели бы возможность ее решения при нормальном ходе дел, говорит Блейк.

Источник: журнал «Корпоративное право», опубликовано на сайте юридического журнала Law.com

Ссылка: http://www.law.com/corporatecounsel/PubArticleCC.jsp?id=1202588326497
Дата публикации на сайте: 15 февраля 2013 год
Автор статьи: Кэтрин Данн (Catherine Dunn), автор журнала «Корпоративное право»

Новость добавлена: 21.02.2013 Комментариев: 0

Оставить заявку на мероприятие

(заявка будет отправлена организаторам мероприятия)

Комментарии к этой новости

(комментарий будет добавлен на эту страницу)