Тел.: 8 (909) 296·90·07

НОВОСТИ / Реклама и защита.

Сравнительный анализ европейской правовой защиты, предоставляемой потребителям в области кредитования и развлечений. 

Автор статьи: Кармен Адриана Георге, доктор философии, старший преподаватель юридического факультета в Университете Трансильвании, город Брашов, Румыния; адвокат, член адвокатского образования г.Бухареста (столица Румынии) и судья Международного коммерческого арбитража при Торгово-промышленной палате Румынии; область специализации: банковское и коммерческое право; e-mail carmenghe2003@yahoo.com.

Статья опубликована в Чешском ежегоднике по международному праву «Способы регулирования внешней торговли», часть IV, 2013 год, издат-во «Juris Publishing, Inc.», С.159-173.
I. Вступление

На первый взгляд содержание понятий рекламная деятельность, реклама и консьюмеризм тесно связаны с экономикой, нежели с теорией права. Однако до настоящего времени и рекламная деятельность и консьюмеризм – две категории, которые лучше всего определены именно законом с точки зрения правовых последствий и юридической ответственности, которую эти категории влекут для различных юридических лиц, участвующих в обычной экономической деятельности. Кроме того, эти термины встречаются и в других дисциплинах, например, в сфере коммуникаций, социологии, маркетинге (прим.: комплекс мероприятий по изучению спроса и оптимальному сбыту продукции) и потребительском праве, при этом в каждой из них рекламная деятельность и консьюмеризм играют главную роль.
В течение переходного периода в Румынии, наряду с другими новыми государствами-членами Европейского союза (далее по тексту – ЕС), наблюдался процесс экономического роста, который способствовал ускоренному развитию таких сфер деятельности как реклама, кредитование, услуги по организации мероприятий. Однако усиление экономического расслоения, порождаемого неустойчивым экономическим ростом и глобальным экономическим кризисом, замедлило развитие указанных сегментов экономики. Недавно ЕС разработал объемную распорядительную систему, усиливающую регламентацию и контроль за Европейскими финансовыми рынками, которая в настоящее время находится на стадии исполнения.
Поскольку мы говорим о рекламе и защите интересов потребителей - центральных объектах нашего анализа – в основном рассуждения будут касаться средств коммуникации, в особенности массовой коммуникации (СМИ). Социологическое понятие средств коммуникации содержит в себе экзистенциальные основы рекламы, а именено - передача сообщения по различным каналам связи. В исследовании будет использована т.н. концепция поведения потребителей (граждан) с учетом модификаций, связанных с появлением различных способов размещения сообщений и объявлений, а также особенностей юридической практики в области банковской системы и индустрии развлечений применительно к теме нашего исследования.

II Рекламная деятельность: социологический, маркетинговый и юридический аспекты.
Дефиниция (прим.: норма-определение) рекламной деятельности является относительной и, так же как и любое другое понятие, используемое обществом (в частности, социологией), зависит от методов исследования, научного подхода. По этой причине мы можем рассматривать рекламный бизнес с позиции науки о коммуникациях и маркетинге. В свою очередь закон трактует рекламу с совершенно другой позиции, используя специальную, юридическую, терминологию.
Согласно науке о коммуникациях и маркетинга, рекламная деятельность понимается в широком смысле как социальный институт, присутствующий в повседневной жизни граждан и как воздействие, влияющее на формирование массовой культуры. Она также рассматривается как мерченда́йзинг (прим.: от англ. merchandising, часть процесса маркетинга, определяющая методику продажи товара в магазине; продвижение товаров на рынке), имеющий своим объектом изучение спроса и предложения, согласно которой любая реклама обладает таким признаком как цена, которая будучи единожды оплаченной, в последующем постоянно приносит прибыль. Рекламный бизнес также выступает во –первых, формой убедительной коммуникации, которая имеет своей целью изменить поведение аудитории, пытаясь убедить их купить определенный продукт, а во-вторых, представляет собой любую форму донесения до покупателей обещаний о том, что рекламируемый продукт имеет реальную пользу.
Рекламная деятельность – один из элементов, используемый в целях убедительности презентации продукта и(или) услуги покупателю или пользователю. Для многих участников рекламного процесса (выгодоприобретатели, торговые агенты или потребители), рекламная деятельность представляет собой основной связующий элемент маркетинг-микса (прим.: от англ. marketing mix - набор основных компонентов маркетингового воздействия, поддающихся контролю со стороны фирмы и используемых ею при продаже товара в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны рынка; выделяют 4 основных компонента комплекса маркетинга: товар, цена, место распространения и методы стимулирования). В действительности, реклама – самый очевидный и, как следствие, легко опознаваемый элемент. Общая рыночная стратегия включает в себя потенциальный и реальный способы коммуникации, при необходимости всецело используемые для стимулирования продаж и потребления. В частности, объем оптовых закупок зависит от конкретных торговых марок/брендов закупаемых товаров, они же в конечном итоге определяют и конечную цену товара. Большая или наоборот незначительная разница в цене на товар в условиях ценовой конкуренции зависит и от других рыночных условий. На развитых рынках потребитель свободен в принятии решения: покупать или нет конкретный продукт или услугу. Для реализации своих намерений о покупке определенный продукт/услугу, потребителям необходимо проанализировать имеющуюся информацию, на которую они реагируют рационально и/или эмоционально, осознанно или не осознанно.
Однако информация, запускающая определенные реакции среди потребителей, выражается не только посредством рекламы. В конце концов, получение реакции от потребителей достигается посредством использования целого спектра маркетинговых ходов (прим.: например: а) определенное средство маркетингового воздействия на потребителей (напр., распродажа, вручение подарков при покупке, реклама на телевидении, прямой маркетинг, реклама в Интернете и т. д.)); б) определенное средство проведения маркетингового исследования (напр., опрос по телефону, личный опрос, использование вторичной информации и т. д.)). Поэтому рекламирование – не единственно доступное средство маркетинга, несмотря на общее представление о его наиболее значительной роли среди всех остальных коммуникационных способов. Главной функцией рекламы является наблюдение за реакцией в ответ на рекламное сообщение, размещенное в СМИ, наиболее востребованных среди потребителей и самих продавцов, а иногда среди различных групп общественности.
В следующих параграфах мы будем говорить о классическом определении понятия рекламы, которое мы не будем использовать в нашем исследовании. Реклама в сфере гражданских правоотношений, в сфере банковского и коммерческого отраслей права охватывает различные области интересов в сфере права по сравнению с экономикой и областью коммуникаций, поскольку в данных случаях она (реклама) преследует различные цели. Коммерческая реклама также не имеет никакого отношения к рекламной и маркетинговой стратегии, общие положения о которых будут нами рассматриваться.
Как доказательство существования гарантий/обязательств и имущества, признаваемых третьими лицами в качестве существенных обстоятельств, относящихся к социальной сфере, закон определяет публичность (рекламу) указанной информации как способ защиты интересов всех членов общества, установленное в соответствии с нормами закона. Например, в гражданском праве реклама может относиться к недвижимости и означает систему государственной регистрации объектов недвижимости, а также прав собственников и владельцев на недвижимость. Реклама в сфере недвижимости, как признак публичности сведений о последней, характеризуется ведением Реестра недвижимости. Такую же функцию на торговом рынке выполняет Торговый реестр (прим.: от англ. trade register, торг.термин. - торговый реестр (реестр предприятий и физических лиц, занимающихся производством товаров и торговлей, куда заносятся данные, имеющие правовое значение, напр., наименование и направление деятельности фирмы, фамилии членов товариществ или акционеров, несущих личную ответственность, данные об основном капитале фирмы и пр.), в банковском праве – Реестр кредитных организаций. Что касается налогового законодательства, то в этой области реклама осуществляется путем размещения в административном здании Государственного налогового органа и на официальном веб-сайте последнего объявлений о решениях, вынесенных налоговым органом в отношении конкретных налогоплательщиков.
Более того, согласно ст.ст. 18-24 главы IV нового Гражданского кодекса Румынии правовое регулирование рекламы осуществляется в тесной связи с другими юридическими институтами. В связи с этим права, документы и действия, касающиеся статуса и правоспособности физического лица, а также которые связаны с имуществом последних, и все остальные правоотношения, относятся к рекламе (являются публичными) только в случаях, прямо предусмотренных законом. Реклама (опубликование) осуществляется через Реестр недвижимости, Электронный архив залогов движимого имущества, Торговый реестр и другие виды публичности сведений, предусмотренные законом. Любой гражданин может потребовать выполнения нормативно установленных формальных процедур, даже если он не обладает для этого необходимым объемом правоспособности.
Отказ или ограничение права на участие в осуществлении публичных формальных процедур в любой форме, так же как и условие о неустойке или любая другая санкция, направленная на запрет использования этого права, должны рассматриваться как не предусмотренные договором. Никто не может ссылаться на незнание закона, документов или действий, установленных публичными требованиями, если они были установлены в соответствии с законодательством Румынии.
Целью рекламы является поддержание юридической обязательности положений закона, договора и статуса любого другого правоотношения, подпадающие под действие публичных требований.
Вернемся к определению «рекламы», понимаемой нами как убеждающая форма коммуникации, в статье мы будем использовать дефиницию этого термина, руководствуясь конкретным законом (Закон № 504/2002 Об аудиовизуальных средствах информации), в котором говорится о рекламе как о разновидности информации, созданной в целях продвижения, прямого или косвенного, товаров, услуг, изображений физического лица или образов/логотипов организаций, и используемой в экономической деятельности. Информационные тексты включаются в программу передач за плату или в целях само- продвижения. Это единственное определение, которое объединяет в себе экономический, маркетинговый и юридический аспекты рекламной деятельности.
Закон № 504/2002 упоминает только об определенных видах рекламирования, включая телевизионную рекламу, рекламу, действующую на подсознание, и виртуальную рекламу (ст. 1, пункты 17, 18 и 25): Телевизионная реклама означает любую форму телеобъявления, осуществляемую за плату, иное подобное предоставление или теле- реклама для самопродвижения со стороны частной/публичной компаний или физического лица в связи с занятием торговлей, бизнесом, осуществлением ремесла или профессии для продвижения поставки товаров, оказания услуг, в том числе в сфере недвижимости, обязательственного права, в обмен за плату.
Реклама, действующая на подсознание – вид рекламы, которая оказывает воздействие, слишком слабое, чтобы быть сознательно воспринятым человеком, но которое может влиять на экономическое поведение общества.
Виртуальная реклама – это технология вещания телевизионной рекламы, которая позволяет обрабатывать изображение во время трансляции ряда событий посредством замены изображений рекламы /при помощи панели специального оборудования/ в месте, где разворачиваются события, на текст рекламы, вводимый сотрудником вещательной компании, или путем наложения новых изображений на текст таких сообщений в любой части передаваемого изображения.


Перевод оставшейся части настоящей статьи, в которой рассказывается о воздействии рекламы на потребителей, будет осуществлен позднее.

Новость добавлена: 25.09.2013 Комментариев: 0

Оставить заявку на мероприятие

(заявка будет отправлена организаторам мероприятия)

Комментарии к этой новости

(комментарий будет добавлен на эту страницу)